В стране уже давно обсуждается вопрос изменения подхода к деятельности контрольно-надзорных органов, по этому поводу готовятся изменения в законодательство. Со своими инициативами выступила и Ростовская область. О том, какие изменения назрели и как они скажутся на дальнейшей работе контрольно-надзорных органов, мы побеседовали с начальником государственной жилищной инспекции ростовской области Павлом Асташевым.
Павел Владимирович, Госжилинспекция — одна из самых востребованных среди населения контрольно-надзорных структур. Наверное, изменения в работе коснутся так или иначе каждого из нас. Что изменится в работе инспекции? И в чем главная задача? Профилактика административных правонарушений?
Хочется сразу отметить, что реформа контрольно-надзорной деятельности в стране назрела давно. Президентом определено, что с 1 января 2021 года контрольно-надзорные органы должны работать по новому порядку. Изменения будут заключаться в переходе от методов проведения проверок к системе профилактической работы.
Чтобы снизить административную нагрузку на тех, кого вы проверяете?
О снижении нагрузки на бизнес речь тоже уже давно идет. Новый порядок отношений надзорных органов с подконтрольными субъектами будет на пользу каждой из сторон. Дело в том, что предполагается разработать специальные чек-листы, где будут указаны все требования согласно актуальному законодательству. И подконтрольные — управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, смогут сами в реальном времени оценивать качество своей работы. А значит, и своевременно устранять недоработки. Снизится и количество проверок. Инспекция и так уже планомерно над этим работает.
Расскажите об этом подробнее.
С 2016 года мы снизили число проверок с 13 474 до 8808 в 2018 году — то есть на 35%. Но при этом в 2018 году было выдано 3 022 предписания. По сути, только треть проверок выявляет нарушения. И зачастую мы проводим проверку, уже понимая ее нерезультативность, исполняя формальные требования закона. В новой же редакции закона у нас будет право провести ряд предпроверочных мероприятий, не открывая саму проверку. Тот же подход может быть использован и при проверке исполнения предписаний, выданных ранее: если нет данных об их исполнении, мы будем выходить на проверку.
А не пострадают ли права граждан при этом? Ведь их обращения — это чаще всего причина проверки инспекцией управляющих организаций, например.
Нет, права потребителя при этом не пострадают. Мы будем так же реагировать на обращения граждан, изменится лишь принцип работы. Приведу простой пример. Допустим, есть жалобы на качество горячего водоснабжения — нет воды в течение суток. Но через сутки вода уже есть. Получается, что нарушение уже устранено. А мы, тем не менее, обязаны выйти с проверкой, заведомо зная, что нарушения уже нет. Eсли у нас будет возможность провести предпроверочные мероприятия — позвонить заявителю, уточнить ситуацию, связаться с управляющей или ресурсоснабжающей организацией, не открывая при этом проверку, это будет удобно и обратившемуся гражданину — он сразу получит ответ — и инспектору, и управляющей организации.
Такие методы требуют максимальной прозрачности работы инспекторов. Какие меры профилактики коррупционных правонарушений применяются в ГЖИ уже сейчас?
В Госжилинспекции области утвержден План по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, в котором предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности противодействия коррупции.
Разработан Антикоррупционный стандарт в сфере осуществления регионального госжилнадзора и лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Сотрудники инспекции подают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам анализа сведений о доходах проведены 12 проверок достоверности полноты сведений, представленных гражданскими служащими Госжилинспекции области. По итогам проверок 2 гражданских служащих привлечены к юридической ответственности (объявлен выговор и предупреждение о неполном должностном соответствии).
В Госжилинспекции области работает телефон горячей линии по вопросам противодействия коррупции. В 2019 году обращений от граждан по фактам совершения коррупционных правонарушений не поступало. Кстати, и от инспекторов уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений тоже.
Реформа органов надзора направлена на профилактику нарушений. Лучше не допустить нарушение прав граждан, чем потом бороться за устранение нарушений.