В МБУК «МУЗEЙ ИСТОРИИ ЗАВEТИНСКОГО РАЙОНА» РАЗМEЩEНА ПEРEДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА АРХИВНЫХ ДОКУМEНТОВ «БEЗ СРОКА ДАВНОСТИ», КОТОРАЯ БУДEТ ЭКСНОНИРОВАТЬСЯ ДО КОНЦА АПРEЛЯ 2022 ГОДА

В рамках реализации федерального проекта «Без срока давности» о массовых преступлениях нацистов против мирного населения в годы Великой Отечественной войны архивистами Ростовской области было изучено 1197 дел, 299250 листов документов.

Собрана информация по 33 районам и городам Ростовской области, где имеются места массовых захоронений мирных граждан, уничтоженных нацистскими оккупантами. Среди них города Ростов, Таганрог, Шахты, Новошахтинск, Миллеровский, Морозовский, Сальский районы и ряд других населенных пунктов.

В 9 городах и 54 районах Ростовской области в период немецко-фашистской оккупации Ростовской области немецкими извергами расстреляно, повешено, замучено и угнано в немецкое рабство 182 061 человек из мирных граждан и военнопленных, в том числе:

— расстреляно и повешено — 46 428;

— замучено — 42 616;

— угнано в рабство — 84 030;

— убито при бомбардировках — 7 737;

— изнасиловано — 210.

Выставка направлена на формирование консолидированного общественного мнения, осуждающего преступления нацистов против человечности, сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне и памяти о подвиге советского народа.

Ростовская область и, в частности, город Ростов-на-Дону в годы Великой Отечественной войны дважды подвергались временной нацистской оккупации: в октябре-ноябре 1941 года и в июле 1942-феврале 1943 года.

Западные районы Ростовской области — Анастасиевский и Федоровский, и город Таганрог были захвачены еще в октябре 1941 года, а освобождены только в конце августа 1943 года. Оккупация большей части территории области продолжалась с конца июля 1942 года до февраля 1943 года. Только север области — Вёшенский район и часть Верхнедонского района — не были оккупированы, но находились в зоне боевых действий.

Находясь в непосредственной близости от линии фронта, оккупированная территория Ростовской области оказалась в военной зоне управления. Вся полнота власти принадлежала немецким (в ряде населенных пунктов — румынским и итальянским) военным комендатурам. В оккупированных районах и городах области действовало немало полицейских, контрразведывательных и других спецслужб, целенаправленно и последовательно проводивших карательную политику.

Основными категориями советских граждан, в отношении которых применялись репрессии, были еврейское и цыганское население, душевнобольные, коммунисты, комсомольцы, советские активисты, сотрудники правоохранительных органов, члены их семей и другие. Массовые расстрелы советских граждан, создание невыносимых условий существования продолжались весь период временной оккупации Ростовской области.

Немецко-фашистские оккупанты и их союзники отличались крайней жестокостью к мирному населению. Практиковались массовые пытки, истязания и убийства жителей региона различных национальностей. Оккупанты не знали жалости ни к старикам, ни к женщинам, ни к детям. Наказание могло последовать за малейшую «провинность» и «проступок». Мирных жителей убивали не только за сочувствие и помощь партизанам, но и за малейшее неповиновение, а зачастую и без всякого повода.

В государственном архиве Ростовской области хранится дневник убитого немецкого унтер-офицера Генриха Тизеля, где мы читаем следующие строки: «Я поставил себе цель — истребить за эту войну 250 русских, евреев, украинцев — всех без разбора. Eсли каждый солдат убьет столько же, мы истребим Россию в один месяц, все достанется немцам. Я, следуя призыву фюрера, призываю к этой цели всех немцев…».

Только в братских могилах Орджоникидзевского района г. Ростова-на-Дону были обнаружены тела более 1,5 тыс. человек. В песчано-каменном карьере 2-го Змеевского поселка было расстреляно и умерщвлено с помощью «душегубок» более 27 тысяч мирных жителей Ростова-на-Дону — мужчин, женщин, детей и военнопленных.

Во дворе ростовской тюрьмы после освобождения города из оккупации было обнаружено 1154 трупа женщин, мужчин и детей, многие из которых были предварительно подвергнуты пыткам, избиениям и издевательствам.

На Петрушинской косе на территории завода им. Димитрова г. Таганрога, которая самим немецким военным командованием была названа «Балкой смерти», в четырех ямах были расстреляны свыше 6,5 тыс. человек. Точное количество жертв установить не представляется возможным, поскольку расстрелянные в ямах лежали слоями.

Одна из наиболее страшных расправ проходила на территории шахты имени Красина (г Шахты), где погибло свыше 6 тыс. человек.

В Морозовском районе от расправ гитлеровцев особенно пострадали два хутора — Грузинов и Маркин. В Грузинове расстреляли больше ста местных жителей и 67 эвакуированных из Сталинграда. На территории старого аэропорта города Новошахтинска найдены захоронения 1300 человек.

На стенде представлены акты об убитых, о причиненных убытках, воспоминания советских граждан об издевательствах и расправах, а также фотоматериалы, иллюстрирующие факт того, что оккупационная политика в Ростовской области была направлена на уничтожение и эксплуатацию местного населения в интересах Германии и ее союзников.

На одном из стендов размещены документы из фонда бургомистерства, которые отражают жизнь города Таганрога во время германской оккупации при так называемом «новом порядке».

Отдельным группам населения места при «новом порядке» вообще не находилось, они обрекались на дискриминацию и полное физическое уничтожение.

Одной из самых жестоких страниц Великой Отечественной войны являются преступления немецких войск и их союзников против самой незащищенной части населения — детей.

Фотография мальчика Вити Черевичкина, застреленного за отказ отпустить голубей, была предъявлена стороной обвинения на Нюрнбергском трибунале 1945-1946 годов в качестве одного из доказательств военных преступлений немецких захватчиков против мирного населения на оккупированной территории Советского Союза.

Жестокие расправы над детьми и подростками засвидетельствованы в актах комиссии по учету злодеяний немецко-фашистских захватчиков, хранящихся в архивах. Так, в акте № 144 указано, что фашисты расстреляли детей, подростков и юношей за то, что они указали советским танкистам место, где хранились боеприпасы, и дома, где засели немцы. В актах сообщаются страшные факты, когда на глазах малолетних детей расстреливали их мать, когда женщин с детьми безжалостно выгоняли из домов.

(Продолжение следует).

***
фото:

Теги:

Поделиться ссылкой:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта