Покупаем, продаем, развиваемся
ПОЧТИ 20% ВАЛОВОГО РEГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ОБEСПEЧИВАЮТ ТОРГОВЛЯ, СФEРА ОБЩEСТВEННОГО ПИТАНИЯ И ОКАЗАНИE БЫТОВЫХ УСЛУГ.
Департамент потребительского рынка Ростовской области отчитался за пять лет работы и, в частности, за минувший год. По его итогам, отметила директор ведомства Ирина Теларова, оборот розничной торговли в Ростовской области составил почти 976 млрд рублей, оборот общепита — 42 млрд рублей, а объем оказанных населению бытовых услуг — 50 млрд рублей.
— Отрасли, курируемые департаментом потребительского рынка Ростовской области, не только формируют около 20% валового регионального продукта, но и обеспечивают около 30% поступлений в бюджетную систему региона, — отметила она. — Кроме того, они обеспечивают рабочими местами более 470 тысяч человек.
Стратегией социально-экономического развития региона до 2030 года определено, что к 2024 году оборот розничной торговли необходимо увеличить до 1,3 трлн рублей, а к 2030-му — уже до 2 трлн. К 2024 году должны подрасти и объемы инвестиций — до 23 млрд рублей в год. Как отметила глава департамента, за минувшие пять лет объем инвестиций, направленных на развитие потребительского рынка в донском регионе, составил более 70 млрд рублей. На сопровождении департамента находилось около 50 крупных инвестпроектов, были созданы более 6 тысяч рабочих мест.
Но это все — «высшая экономика». Для нас, простых жителей области, важно, что за последние пять лет существенно изменился облик розничных рынков, которых в регионе 49. Сейчас их реконструируют и модернизируют, чтобы сделать удобнее для продавцов и покупателей. Изменились и подходы к организации торговли: доступнее и удобнее стали супермаркеты, нет такого засилья стихийной торговли. Покупать, да и продавать, стало приятнее.
Развивается винодельческая отрасль. Впервые за долгое время начали расти объемы производства — в прошлом году было выпущено 8,4 млн бутылок, почти на 10% больше показателя 2018 года.
— Это достижение, которое помимо прочего работает на туристическую привлекательность региона, — подчеркнула Ирина Теларова. — Развитию способствует работа территориального кластера «Долина Дона», который объединяет не только предприятия виноградарско-винодельческого сектора, но и крупнейшие научные и туристические организации, производителей сельхозтехники, коммерческие организации индустрии HoReCa и ретейла.
Кластер включает четыре основных проекта: развитие образования, развитие туризма, развитие фирменной торговой сети и развитие межотраслевых производственных связей. Кстати, в прошлом году состоялся уже второй выпуск студентов кафедры «Техника и технология пищевых производств», созданной как часть кластера. Чтобы популярность донского виноделия не падала, в области создан календарь эногастрономических событий, на этот год их запланировано 25.
Активно развивается в области и интернет-торговля. Свои складские помещения в регионе есть у «Яндекс.Мар-кета» и «Сторум-сити».
С каждым годом становится все больше участников системы добровольной сертификации качества «Сделано на Дону». На сегодня в ней 2,7 тысячи наименований продукции и более 3 тысяч предприятий, одно из которых занимается питанием школьников.
Однако есть и проблемные вопросы, которые предстоит решать в ближайшие годы. Например, вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области попросила конкретно поддержать предпринимателей, торгующих обувью, — новая система торговли маркированной продукцией повлечет за собой серьезные траты. Особенно для сельских бизнесменов, у которых доход не больше 30 тысяч. Губернатор сказал, что сделать это нужно быстро. К тому же скоро ряду предпринимателей придется перейти с EНВД и патентной системы на упрощенную или общую систему налогообложения, а это тоже дополнительные затраты. Для них Светлана Абдулазизова попросила снизить ставку налога по упрощенной системе с 6% до 3%. Также снова был поднят вопрос проверок малого и среднего бизнеса.
А еще департаменту нужно будет серьезно рассмотреть вопрос о приглашении в Ростовскую область гида ресторанов «Мишлен». Работа их представителей сразу повысила бы престиж местного ресторанного бизнеса и привело бы больше туристов. Самобытность донского гостеприимства уже оценили туристы со всего мира во время футбольного чемпионата. Но этому достижению не помешали бы и звездочки «Мишлен».