«Слава тебе, победитель-солдат!»
ВСE ДАЛЬШE И ДАЛЬШE УХОДЯТ ОТ НАС СОБЫТИЯ ВEЛИКОЙ ОТEЧEСТВEННОЙ ВОЙНЫ, И С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСE МEНЬШE И МEНЬШE ОСТАEТСЯ УЧАСТНИКОВ И СВИДEТEЛEЙ ТEХ СТРАШНЫХ СОБЫТИЙ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ВEЛ ОЖEСТОЧEННУЮ БОРЬБУ С ФАШИСТАМИ: И ТE, КТО ВОEВАЛИ НА ПОЛЯХ СРАЖEНИЙ, И ТE, КТО РАБОТАЛИ В ТЫЛУ, НE ЖАЛEЯ СИЛ, ТРУДИЛИСЬ НА БЛАГО РОДИНЫ, ПРИБЛИЖАЯ ПОБEДА И НEТ, НАВEРНОE, В НАШEЙ СТРАНE СEМЬИ, НE ПОТEРЯВШEЙ НА ВОЙНE СВОИХ БЛИЗКИХ.
Всенародный исторический депозитарий — это более 150 миллионов фото и текстовых документов, более 150 миллионов судеб. В Музее Победы создана «народная экспозиция», в которой участники проекта «лица Победы» могут найти портрет своего предка и показать его своим детям и внукам.
Проект «лица Победы» имеет международный статус, граждане любой страны могут внести сведения о своих близких в исторический депозитарий в Музее Победы и увековечить подвиг поколения, победившего нацизм.
Подробности о проекте на сайте: www.historydepositarium.ru.
В нынешнем году мы отмечаем 75-летие Великой Победы. Для нас это память, гордость и честь за наших предков, за их героические поступки, за любовь к нашей Родине, которую мы обязаны пронести через свою жизнь и передать будущему поколению.
В нашем селе проживает участник Великой Отечественной войны Осичкин Михаил Михайлович. 22 февраля он отмечает большой юбилей — ему исполняется 95 лет.
Пока позволяло здоровье, Михаил Михайлович часто бывал в нашей школе, встречался с учениками, рассказывал им о своей жизни. По его рассказам мы писали исследовательские работы. В преддверии праздника хочется рассказать о знаменитом земляке.
Родился он в Федосеевке в крестьянской семье. Отец Михаил Иванович и мать Анастасия Васильевна работали в колхозе. Они вырастили четверых детей: Николая, Михаила, Анфису и Раису. В 1933 году Миша поступил в 1 класс Федосеевской школы, а 8 класс окончил в Заветном. И тут началась война. В сентябре 1941 года вместе с другими молодыми людьми из Заветинского района Михаил был мобилизован на строительство военных укреплений на Дону, где пробыл до декабря. Вернувшись, до августа 1942 года он работал учетчиком в колхозе. В конце декабря того же года Заветинский район был освобожден от фашистов, а в январе военкоматы приступили к призыву молодежи в действующую армию. Михаилу Осичкину тогда не исполнилось и 18 лет, а он уже надел солдатскую шинель и стал бойцом минометного расчета.
На войне мальчишки быстро взрослеют. Вместе с расчетом молодой боец в наступлении на Ростов форсировал реку Дон со стороны Батайска. Выйдя к железнодорожному вокзалу, они продолжили наступление на Таганрог. Во время боев на Крымском полуострове Михаил между боями проходил курсы младших офицеров. Затем было освобождение Джанкоя, Симферополя… В битве за Севастополь Михаил Осичкин командовал штурмовой группой. Сначала взяли Сапун-гору, а 9 мая освободили Севастополь. За участие в этом бою Михаил Михайлович был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени и получил звание лейтенанта.
Затем эшелоном войска были отправлены в Белоруссию, а оттуда зимним марш-броском за 10 дней прошли 500 километров и вышли к Балтийскому морю, где участвовали в окружении немецких войск под Ленинградом. Совинформбюро сообщало, что советские войска «доколачивают» немцев.
Потом в Прибалтике выбивали «лесных братьев» — пособников гитлеровцев — из лесов до самой Победы. Через год после победоносного мая Михаил Осичкин демобилизовался, вернулся домой, и его пригласили в Федосеевскую школу на должность физрука. Потом, закончив заочно Ставропольский пединститут, Михаил Михайлович по направлению отдела образования работал в Фоминской школе учителем и завучем. Впоследствии он стал директором и учителем географии в Федосеевской школе. Eго педагогический стаж — 38 лет. Вместе с женой Марией Владимировной, учительницей начальных классов, он вырастил своих детей Юрия, Надежду, Александра и Виктора.
Вот как более подробно о военных событиях рассказывал Михаил Михайлович: «Командиром взвода снайперов я стал много позже, после очередного излечения в госпитале. До этого было форсирование Сиваша, штурм Сапун-горы, взятие Севастополя. Взвод автоматчиков, которым я командовал, был одним из первых отрядов прорыва вражеской обороны. Шквал огня противника был ужасающим. Взрывы снарядов, рев авиабомб, поток разнокалиберных пуль неслись нам в лицо. Все это надо было преодолеть. Трудность еще была в том, что наступать надо было с низины на подъем. Днем наши «катюши» и многоствольные минометы крушили оборону врага. Блиндаж за блиндажом, окоп за окопом мы отбивали у немцев. Через два дня штурма 7-8 мая над Севастополем взвился красный флаг. Мне был вручен второй Орден Отечественной войны.
Как-то, через несколько лет после войны, мне в больничную палату принесли журнал «Крестьянка». На обложке фрагмент штурма Севастополя. Впереди молодой, щуплый лейтенант, прыгая через воронки, ведет в бой солдат. Без головного убора с вещмешком за плечами… Больные убеждали, что это я. Такое было. Перед боем я свою шапку положил в вещмешок, и с криками звал солдат за собой. Может, и я. Но таких молодых горячих бойцов Красной Армии были миллионы, и многие были похожи друг на друга. Но этот номер «Крестьянки» я храню до сих пор.
Были в моей фронтовой биографии Литва, Прибалтика, где я воевал командиром взвода противотанковых ружей. На пополнение приходили взрослые солдаты. Я старался отбирать земляков, ставропольцев. От них веяло домашним теплом. На этом фронте враг был еще силен, порою на нас шли в атаку до сорока единиц танков и артиллерии. И бронебойщикам, и пехоте хватало работы.
Однажды расчет одного ружья погибли от попадания вражеского снаряда. Я подбежал и приложился к ружью, встретил второй, третий… На вражеском танке вспыхнул огонек. Попал! Но другой танк ударил по моему окопу. Осколки снаряда снесли шапку, по лицу побежала кровь. Провалился в бессознанье. Очнулся в медсанбате. И там же получил Орден Красной Звезды.
Вот здесь-то, после госпиталя, меня, 20-летнего, и назначили командиром взвода снайперов. Вот это был взвод! Предо мной стояли двадцать девушек — молодых, красивых, рослых — со снайперскими винтовками. Они были хорошо обучены и воевали геройски.
Рано утром они уходили на задание, выбирали место, маскировались, выслеживали и брали на мушку врага. Вечером возвращались усталые, голодные, холодные и докладывали мне о делах. Я рапортовал выше. Иной раз на вечернюю поверку возвращались не все. Больно и тяжело терять боевых товарищей. Хотя и организовывали их прикрытие передней линией фронта, без потерь не обходилось.
На сайте «Подвиг народа» мы сумели разыскать документы о награждении Осичкина Михаила Михайловича правительственными наградами.
Читаем «Наградной лист»: «Михаил Михайлович воевал с марта 1943 года сначала на Южном фронте, а затем с декабря 1943 года — на 4-м Украинском фронте.
Звание: лейтенант, командир взвода противотанковых ружей 846 стрелкового полка 267 стрелковой Сивашской дивизии 51 армии.
Описание подвига: При прорыве сильно укрепленной обороны немцев на подступах к городу Севастополю товарищ Осичкин, действуя со своим взводом непосредственно в боевых порядках пехоты, проявил исключительную самоотверженность и смелость в подавлении и уничтожении огневых точек противника.
взвод товарища Осичкина уничтожил 4 пулеметных точки противника и до 25 солдат и офицеров. Достигнув вершины Сапун-горы, взвод вывел из строя две автомашины с прицепом пушек. За самоотверженность и смелость воздействия, способствовавшие успеху выполнения боевой задачи, товарищ Осичкин удостоен правительственной награды — Ордена Отечественной войны 2 степени.
Командир стрелкового полка гвардии подполковник Кравец. 14 мая 1944 года».
А это «Наградной лист о награждении Михаила Михайловича Орденом Красной звезды»: «За то, что товарищ Осичкин, командуя взводом ПТР, уничтожил 9 огневых точек противника, умело руководил боем, личным примером в бою воодушевил бойцов на боевые подвиги, лично в бою товарищ Осичкин уничтожил 18 немецких солдат и офицеров, достоин правительственной награды — Ордена Красной Звезды».
Михаил Михайлович гордится благодарностями от Верховного главнокомандующего товарища Сталина за освобождение Крыма.
Сейчас Михаил Михайлович живет один, жена его умерла несколько лет назад. Пока позволяли силы и здоровье, он не сидел на месте, работал у себя в саду, часто заходил к нам в школу. У него прекрасная память, он помнит очень много подробностей из своей фронтовой биографии. Он уникальный человек. Никогда не сидел дома, до всего ему было дело: то у речки его увидишь, то в парке — заботится об экологии. Много сроков подряд он избирался депутатом сельского совета, на сессиях которого поднимал актуальные вопросы жизни селян.
Михаил Михайлович — замечательный человек, и мы очень им гордимся. В его боевой и трудовой биографии было немало ярких, памятных событий, и нам хочется, чтобы о таком человеке знали не только у нас в селе, но и в районе, и во всей нашей большой стране.