Порядок рассмотрения обращений граждан
Каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, это право закреплено в конституции Российской Федерации, и умаление этого права недопустимо.
Граждане имеют право обращаться как в индивидуальном порядке, так и коллективно.
Порядок рассмотрения обращений граждан предметно регулируется федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
ТРEБОВАНИЯ К ПИСЬМEННОМУ ОБРАЩEНИЮ
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
СРОКИ РАССМОТРEНИЯ
Согласно положениям вышеназванного федерального закона, обращение гражданина по общему правилу должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента регистрации такового. Притом в срок рассмотрения включены выходные и праздничные дни.
Отраслевым законодательством предусмотрены иные сроки рассмотрения. Так, согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ, жалоба на действие (бездействие) органов предварительного расследования рассматривается прокурором или руководителем следственного органа в течение 3 суток со дня ее получения. Притом в срок рассмотрения включаются нерабочие праздничные и выходные дни в соответствии с положениями Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности на действия (бездействия) судебных приставов, рассматривается в течение 10 дней со дня ее поступления. В срок рассмотрения входят только рабочие дни.
Иными федеральными законами также устанавливаются иные сроки рассмотрения.
Eсли отраслевым законодательством не установлен частный порядок рассмотрения жалобы, то жалоба рассматривается в порядке, установленном федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ОТВEТА НА ОБРАЩEНИE И ОТВEТСТВEННОСТЬ ЗА НАРУШEНИE ФEДEРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТEЛЬСТВА О ПОРЯДКE РАССМОТРEНИЯ ОБРАЩEНИЙ ГРАЖДАН
Ответ по жалобе должностного лица может быть обжалован вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Ответ прокурора может быть обжалован вышестоящему прокурору или в суд. решение суда по жалобе гражданина может быть обжаловано в вышестоящем суде.
Федеральным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан. Так, компетентные должностные лица государственных и муниципальных органов несут ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ. Частыми нарушениями порядка рассмотрения обращений граждан являются:
— ненаправление ответа заявителю в установленный законом срок;
— направление ответа заявителю в пределах срока рассмотрения, но без рассмотрения всех доводов жалобы;
— формальный ответ по жалобе. Состав административного правонарушения является формальным, поэтому должностное лицо подлежит административной ответственности даже при отсутствии негативных последствий нарушения.