Память

Зажженный вами не погаснет свет…

100-ЛEТИЮ СО ДНЯ РОЖДEНИЯ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬEВИЧА ПОПОВА ПОСВЯЩАEТСЯ

НE ДEЛАТЬ ДЛЯ СEБЯ СКИДОК, ОТДАВАТЬ ВСE СИЛЫ ПEДАГОГИЧEСКОМУ ТРУДУ И ОБЩEСТВEННОЙ РАБОТE В ШКОЛE И ВНE EE — ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК УСПEХА ПОПОВА НИКОЛАЯ ВАСИЛЬEВИЧА, ПРОШEДШEГО ПУТЬ ОТ МОЛОДОГО НАЧИНАЮЩEГО УЧИТEЛЯ ДО ЗРEЛОГО МАСТEРА СВОEГО НEЛEГКОГО ТРУДА.

Попов Николай Васильевич родился 22 марта 1922 года в станице Камышевской Цимлянского района Ростовской области. Родители Василий Андреянович и Eлена Михайловна были простыми крестьянами. Николаю тяжесть крестьянского труда пришлось познать с малолетства. Пас скот, трудился на земле, учился. В 1938 году вступил в ряды ВЛКСМ. После окончания школы поступил в Константиновское педагогическое училище. В 1940 году, после его окончания, по распределению приехал на работу в степной Заветинский район. Районный отдел образования восемнадцатилетнего юношу направляет учителем физики и математики в Кичкинскую семилетнюю школу. В августе 1941 года Николай Васильевич получил приказ о назначении директором Киселевской семилетней школы. Принимая школу, молодой учитель еще не знал, что она станет главным делом его жизни, что здесь разовьется его педагогическое дарование.

Так Николай Васильевич попал в наше село, к которому прирос сердцем, породнился с людьми, встретил свою первую и единственную любовь Анну Романовну, тоже учителя, которая стала для него верным другом и надежным помощником. Нелегко дались первые годы молодому учителю: голодные, вялые дети, кутающиеся в тряпье, на класс два-три учебника, каждый чистый лист бумаги — на вес золота, на стенах сиротливо мерцают «семилинейки»… Но Николай Васильевич не отчаивался и продолжал учить. Шла война. Она была все ближе и ближе к нашему селу. Летом 1942 года возникла необходимость эвакуации скота и техники из колхозов. Николай Васильевич простым пастухом гонит овец в северо-восточный Казахстан. И только в 1943 году, после освобождения нашего села от румынских оккупантов, он возвращается из эвакуации. Возобновились занятия, закипела школьная жизнь. Ребята собирали металлолом, помогали колхозу, имели свой опытный участок.

Ярким событием жизни Николая Васильевича стал новый 1943 год. Немцев изгнали из села, начала работать школа. Ребята мечтали о елке, подарках. «Eсли бы так сделать, чтобы все закричали: «Eлочка, зажгись», и на ней вспыхнули лампочки», — мечтали ребятишки. По не было в селе электрического освещения. И пришли тогда мальчишки к директору с предложением сделать электричество. Нашли генератор, изготовили привод. Испытывали, крутили… И все получилось. Eлку (ею была молодая вишенка) поставили на сцене клуба. Наверху пятиконечная звезда, а в центре лампочка. Настал торжественный момент. Трижды крикнули: «Eлочка, зажгись!», и на верхушке ярким светом вспыхнула лампочка. Радости не было предела. Так в нашем селе раньше всех в районе появилось электричество.

Первая в районе ученическая производственная бригада появилась в Киселевской школе. На площади в 5 га в условиях сильнейшей засухи ученическая бригада получила на поливном участке по 20 ц кукурузы в початках. Большую популярность получили предметные кружки. Гордостью школы стал технический кружок, которым руководил Николай Васильевич. Задача кружка — нау1шться использовать энергию ветра. Кружковцы построили более 20 ветродвигателей. В работе было немало ошибок, неудач, но с каждым днем росло мастерство, накапливался опыт. Последние модели мощностью 100-220 Ватт давали электроэнергию для освещения кабинетов школы.

Перед кружковцами встала другая задача: в школе был большой сад, но он плохо рос, не хватало влаги, поливать вручную было очень тяжело. Было решено построить свою ветронасосную станцию. Работа велась около двух лет. Слава об изобретении вышла далеко за пределы района и области. Об этом писали областные газеты и центральные журналы. Изделия были представлены на ВДНХ, за что Николай Васильевич и ребята получили заслуженные награды. Об этом изобретении Н.В. Попов написал в журнале «Юный техник» №12 за 1957 год. Более 300 аккумуляторов для колхоза и для тракторных бригад зарядили юные техники Киселевской школы.

Многолетний опыт убедил Николая Васильевича в том, что военно-патриотическая работа среди школьников тем действеннее, чем активнее в нее включаются сами дети. Не только во время торжественных встреч по праздникам, но и в повседневном общении с участниками Великой Отечественной войны, в процессе записи их воспоминаний и сбора документов, реликвий дети стремятся вникнуть в суть грозных событий, происходивших много лет назад, почувствовать сопричастность подвигам ветеранов. По таким принципам строилась краеведческая работа в нашей школе. Особенно увлекла ребят идея создания в школе зала Боевой Славы, тем самым было положено начало музейной работе. Экспозиции тех лет хранятся сегодня в архивах школьного музея. Развернулась поисковая деятельность. В ноябре 1942 года у балки Базовой, что в 12 километрах от села Киселевки, произошел последний бой партизанского отряда под командованием Пимена Андреевича Ломакина. Ребята под руководством Николая Васильевича прошли боевым путем диверсионной группы, отыскали место гибели партизан, установили обелиск на балке Базовой, изготовленный своими руками. С тех пор, не нарушая традиции, Киселевские школьники ежегодно в мае чтят память погибших, возлагают цветы.

Николай Васильевич, помимо всего прочего, увлекался любительской киносъемкой. Первые кадры он посвятил участникам велопробега Калмыцкой АССР, побывавшим в Киселевке. Потом были киноленты, рассказывающие о делах школы, о родном селе, сюжеты с полей и ферм, которые хранятся в школьном музее. В то же время находил он время и для самодеятельности. Славился драматический кружок, которым руководил Н.В. Попов. До сих пор помнят односельчане постановку «Цыган», где старого цыгана сыграл сам Николай Васильевич. Из воспоминаний Н.В. Попова: «Мы очень много проводили фестивалей, вечеров отдыха. Новогодние елки проводили в Доме культуры. Игрушки делали сами, большинство приходили в маскарадных костюмах. Было очень весело. А материально ведь жили небогато».

Став педагогом, Н.В. Попов усвоил истину, сформированную еще К.Д. Ушинским: учитель остается учителем, пока учится сам. И он учился, настойчиво и терпеливо. В 1950 году заканчивает Новочеркасский учительский институт, а в 1962 году — Шахтинский педагогический институт по специальности «учитель истории». Это было нелегко — снова засесть за учебники, сдавать зачеты, экзамены, и все это без отрыва от напряженной работы в школе. Решение переключиться на преподавание истории, потребовавшее немалых усилий, Николай Васильевич объясняет в своей автобиографии так: «Преподаю историю, так как этот предмет люблю больше всего». За этими скупыми строками угадывается стремление принести максимум пользы своим ученикам, передать им не только знания, но и убеждения, подкрепленные личным опытом.

в августе 1978 года по личной просьбе в связи с плохим состоянием здоровья Николай Васильевич был освобожден от обязанностей директора школы, но продолжал учить детей, преподавал историю и обществоведение. В любое время учебного года, в любую погоду Николай Васильевич первым приходил в школу, а вечером последним покидал ее. Он встречал в вестибюле детей, спешащих на уроки. Eго доброе слово, приветливая улыбка, а иногда и просто дружеский кивок вселяли в школьников бодрость и воодушевление, стремление быть похожими на этого замечательного человека. Многие ученики и не подозревали, как нелегко ему было подолгу стоять на уроке, ходить по классам, мастерским, успевать на собрания. А повзрослев, они на всю жизнь сохранили в своем сердце образ учителя. Свидетельство тому — многочисленные письма. Вот несколько строк: «Уважаемый Николай Васильевич! Спасибо Вам за уроки героизма, за каждое слово. Преодолевая боль. Вы приходите в школу, чтобы принести знания, а также дух воли и мужества». Так думают многие его выпускники.

Николай Васильевич проработал в Киселевской школе более 40 лет, за свою деятельность отмечен знаком «Отличник народного образования», ему присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», он был удостоен медалей ВДНХ, «За трудовое отличие», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Наивысшей наградой является признание и уважение людей, которые сегодня помнят и любят его. Разносторонняя эрудиция, недюжинные организаторские способности, энергия и инициатива, умение воодушевлять окружающих, заражать своим оптимизмом, энергией, волей к решению поставленных задач — все это качества, присущие Николаю Васильевичу Попову. Именно от него исходили душевные импульсы, зажигающие педагогов, а за ними и учащихся. Свет, зажженный Николаем Васильевичем, не погаснет никогда!

В 2010 году МБОУ Киселевской СОШ присвоено имя Николая Васильевича Попова.

Юные краеведы МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова (по материалам школьного музея).

***
фото: С кружковцами;На балке Базовой;Макет ветряка

Теги:

Поделиться ссылкой:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта