Новости

Опасность подростковой агрессии

ЧEЛОВEК ОБЛАДАEТ СПОСОБНОСТЬЮ ЛЮБИТЬ, И EСЛИ ОН НE МОЖEТ НАЙТИ ПРИМEНEНИЯ СВОEЙ СПОСОБНОСТИ ЛЮБИТЬ, ОН СПОСОБEН НEНАВИДEТЬ, ПРОЯВЛЯЯ АГРEССИЮ И ЖEСТОКОСТЬ. ЭТИМ СРEДСТВОМ ОН РУКОВОДСТВУEТСЯ ОТ СОБСТВEННОЙ ДУШEВНОЙ БОЛИ…

Э. Фром

Нам, взрослым, необходимо помнить, что агрессия в ребенке не может появиться без причины. Всегда за таким поведением стоит глубокая внутренняя трагедия.

Считается, что самый агрессивный подросток в компании сверстников — это человек, которому больнее всего. Издеваясь над «тихими» детьми, он всем пытается доказать, что он сильнее, круче, счастливее и не такой жалкий, как жертва, хотя вполне может быть, что он был такой же жертвой в своей семье или в другом коллективе.

Такие дети либо замкнуты в себе, потому что чувствуют себя покинутыми, незащищенными — о них дома мало заботятся или вовсе этого не делают, либо они слишком озлоблены из-за сверхтребовательности к ним — критики в их адрес и постоянных наказаний за малейшие провинности.

Eще один момент, касающийся агрессивного поведения, — это подмена чувств. Дело в том, что подростки избегают проявления некоторых чувств (стыда, боли, бессилия) и прикрывают их злостью.

КАК РОДИТEЛЯМ ВEСТИ СEБЯ С ПОДРОСТКАМИ

Не всегда можно сразу кардинально изменить уже проявляющуюся агрессию, однако ряд мер, регулярно предпринимаемых родителями в отношении своих детей, сможет смягчить поведение ребенка и скорректировать его взаимоотношения с окружающими.

Старайтесь замечать моменты, когда ребенок ведет себя неагрессивно, и поощряйте его за это. Это уже будет первым шагом навстречу озлобленному подростку. Также должен быть баланс между строгостью и любовью: не только ставьте запреты на что-то, но и жалейте своих детей. И в них самих тоже старайтесь формировать способность к сопереживанию и сочувствию. В жизни очень много способов показать детям эти чувства. Например, пусть с детства они видят проявление с вашей стороны милосердия к слабым и беззащитным животным. Дело в том, что если ребенок их не любит, то это первый сигнал хоть и еще не выраженной, но ожесточенности, а по мере взросления степень ее выраженности может увеличиваться. Чему учили нас мультфильмы и сказки? Доброте к людям и животным. Так давайте начнем хотя бы с этого.

Подытожить вышесказанное хочется тем, что подавление агрессии в подростке без выяснения причин в виде постановки на учет, привода в социально-психологическую службу, ИДИ может привести к зарождению в ребенке еще более глубокой протестной формы. Дело в том, что из-за давления, оказываемого на подростка, внешне он может стать более спокойным, но внутреннюю боль будет заглушать алкоголем с постепенным увеличением количества выпитого. Постепенно это приводит к зависимости. Алкогольная и наркотическая зависимости сегодня очень распространены в подростковой среде.

В каждодневной суете не будем забывать о том, что агрессивность в первую очередь — проявление в ребенке отчаяния и одиночества, и вместо давления на него, строгости и равнодушия он ищет самого простого — заботы и любви.

Педагог-психолог МБОУ Кичкинской СОШ ДEБЗИEВА ТАИСА АЮБОВПА

— Принято считать, что открыто агрессивные подростки представляют угрозу для общества, их поведение истолковывают как девиантное, т.е. асоциальное, выходящее за пределы нормы. Но так ли это на самом деле? Мне кажется, что агрессивные подростки небезопасны в первую очередь для себя и своего ближайшего окружения, которое не знает, как с ними справиться (родители, учителя, соседи и т.п.). Но если вывести агрессивного подростка из привычной ему среды, вы можете увидеть совсем другую картину — ранимого, стесняющегося, растерянного ребенка. На своих тренинговых занятиях я иногда использую прием смены привычного социума: систематически нарушающего дисциплину и правила группы подростка, который высказывает критику в мою сторону как тренера (проекция на родителя) и обесценивает происходящее в кругу, меняя местами с собой. Т.е. предлагаю бунтующему подростку провести самостоятельно занятие на ту же или свою тему. Причем я предупреждаю, что я буду на занятии, но буду молчать, пока он не попросит о помощи. Форму занятия он выбирает сам, и несет ответственность за происходящее он. Eще ни один из проводивших такие занятия не захотел повторять свой опыт, — поделилась педагог-психолог МБОУ Кичкинской СОШ Т.А. Дебзиева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта