На территории области в этом году появится 12 новых газозаправочных станций, о том, как на Дону реализуется проект по развитию рынка газомоторного топлива, рассказал заместитель губернатора -министр промышленности и энергетики Игорь Сорокин.
— Игорь Николаевич, проект реализуется у нас уже полтора года. Чего удалось добиться за это время?
— Соглашение о реализации на территории региона пилотного проекта по ускоренному развитию рынка газомоторного топлива правительство Ростовской области совместно с «Газпром газомоторное топливо» подписали в конце 2018 года. Нельзя сказать, что до 2018 года па территории области никто не ездил на газе. Основа для развития газомоторного рынка у нас была создана, инфраструктура существовала: в девяти городах работали 60 заправочных постов, плюс еще с 80-х годов сохранились построенные «Газпромом» 11 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Но за первый год реализации «пилота», к концу 2019-го, количество АГНКС удвоилось, на треть увеличив объём реализованного газа.
— Какой рост потребления природного газа вы прогнозируете в дальнейшем?
— Ростовская область сегодня занимает одно из лидирующих мест среди российских регионов по объему реализации природного газа в качестве моторного топлива. По итогам 2019 года общее потребление газового топлива в регионе превысило 50 млн кубометров, это на 30% больше, чем годом раньше. В этом году также прогнозируется рост на 20% — до 60 млн кубометров, к концу 2024 года — до 270 млн кубометров в год, а к 2030-му — до 355 млн кубометров.
— Увеличению объемов, очевидно, способствует развитие газозаправочной сети. Сколько комплексов планируется ввести в этом году?
— Совершенно верно. С начала года построены пять новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, всего же в нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию 12 АГНКС. Их общая производительность — более 22 млн кубометров, этого объема достаточно, например, чтобы обеспечить газом около 1,5 тысячи единиц техники.
До конца следующего года число газозаправочных объектов должно увеличиться до 41, к 2024-му на Дону их будет уже полсотни, а к 2030-му — больше 60. В перспективе сеть АГНКС будет обеспечивать метаном все основные транспортные потоки, а для ее переоборудования и обслуживания техники будут созданы сервисные центры.
— Насколько газовая инфраструктура интересна бизнесу?
— Минпромэнерго региона оказывает содействие инвесторам в реализации проектов по строительству объектов заправки природным газом. В прошлом году шесть из семи введенных на Дону автомобильных газонаполнительных компрессорных станций были построены частными инвесторами. По соглашению минпромэнерго Ростовской области и Минэнерго России им были предоставлены субсидии в размере 267,5 млн рублей на компенсацию части затрат по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом.
Четыре АГНКС из двенадцати, которые будут сданы в этом году, также строятся частными инвесторами, которые вкладывают в них в общей сложности свыше 200 млн рублей. Поддерживать инвесторов мы будем и дальше. До конца 2022 года на поддержку развития газозаправочной инфраструктуры из федерального бюджета и бюджета Ростовской области планируется выделить более 1 млрд рублей.
Проявляют заинтересованность и муниципалитеты — ведь это привлечение инвестиций, и числен заявок от муниципалитетов на размещение АГНКС на их территории растет.
— Преимущество Ростовской области еще и в том, что у нас есть и собственное производство оборудования для АГНКС, не так ли?
— Да, наличие собственного производства значительно способствует развитию сети АГНКС на территории Ростовской области. Шахтинская научно-производственная компания «НИКА» -торговая марка «Шельф» — единственное в России предприятие, которое самостоятельно разрабатывает и выпускает полный набор компонентов для автомобильных газонаполнительных компрессорных стаций. На предприятии в четырех цехах ведется выпуск компрессоров для метановых станций, блоков аккумуляторов газа, панелей приоритетов, систем осушки, раздаточных колонок, автоматики, Учитывая курс на импортозамещение, процент российских составляющих в различных образцах продукции составляет от 85% до 100%. Это лучшие результаты в отрасли. Но помимо производства «НИКА» еще и инвестирует средства в строительство АГНКС — как в Ростовской области, так и в других регионах. До конца 2020 года будут работать не менее 20 станций в разных регионах страны.
В перспективе сеть АГНКС будет обеспечивать метаном все основные транспортные потоки.