НА ПРОШЛОЙ НEДEЛE В АКТОВОМ ЗАЛE ОТДEЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВEТИНСКОГО РАЙОНА СОСТОЯЛСЯ ОБУЧАЮЩИЙ СEМИНАР-ОБЪEДИНEНИE, ПОДГОТОВЛEННЫЙ МEТОДИСТОМ ОТДEЛА ОБРАЗОВАНИЯ E.Ю. ГЛУШEНКО И РУКОВОДИТEЛEМ МEТОДИЧEСКОГО ОБЪEДИНEНИЯ ПEДОГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Т.А. РОМАХОВОЙ
На мероприятии не только обсудили план работы психологов на 2020 год, проанализировали деятельность педагогов по их основным направлениям работы, рассмотрели вопросы, касающиеся правил ведения документации в образовательных учреждениях, но и затронули насущные вопросы, касающиеся работы с детьми. Педагоги поделились с коллегами своим опытом в решении возникающих проблем с подростками.
Одной из тем стало выявление при помощи специальных методик склонности к потреблению наркотических веществ, алкоголя и последующая профилактическая деятельность. Для сохранения и укрепления психологического здоровья подростка проводятся информационно-просветительские мероприятия, а также тестирования, опросы, беседы и др. На семинаре присутствовала и ведущий специалист, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Заветинского района Н.В. Пащенко. — Хотелось бы обратить внимание на эффективность проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними. В 2019 году мы работали с двенадцатью несовершеннолетними, состоящими на учете в органах полиции и комиссии по делам несовершеннолетних. А ведь есть еще дети, которые состоят на внутришкольном учете согласно решениям советов профилактики школы. Хочется сказать, что ребенок сам к вам не придет. Мы должны прийти к ребенку, подав ему руку помощи. если он состоит на учете, с ним нужно проводить тренинги, коррекционные занятия и другие важные мероприятия в соответствии с установленной программой. В этом году комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав проведет проверку школ Заветинского района по ведению учетных дел подростков и семей, так как есть образовательные организации, в которых отсутствуют подучетные дети. Такого не может быть, потому что всегда есть подростки, проявляющие агрессию, не успевающие в учебе или нарушающие устав школы. Мы должны с ними работать, так как такое поведение — предвестник правонарушений в будущем. если упустить момент и вовремя не проявить внимание к таким детям, то в большинстве случаев из них вырастут будущие правонарушители. Подростки, совершившие преступления, есть и в нашем районе. Ни в коем случае нельзя бездействовать, с детьми нужно заниматься, и большую поддержку они должны получить от педагогов-психологов, — поделилась своими мыслями с собравшимися Наталья Витальевна.
Также она поблагодарила организаторов и участников семинара, отметив его важность, так как именно в таком формате открытой беседы педагоги имеют возможность обсудить вопросы и поделиться реальными примерами оказания школьникам психологической поддержки и результатами своей работы. На таких мероприятиях обсуждается наболевшее, решается то, что давно требовало решения.
С.П. Антонец, ведущий специалист по опеке и попечительству отдела образования администрации Заветинского района, обратила внимание педагогов-психологов на работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, с замещающими семьями по выявлению фактов насилия и жестокого обращения в семье.
Задача психолога — вовремя обратить внимание на малейшие отклонения в поведении школьника. Это может проявляться как в агрессии к окружающим, так и в желании уединиться, недоверии и т.д. Педагог-профессионал в области психологии должен всегда находить подход к ребенку, выявлять причину его девиантного поведения и грамотно проводить работу с ним и его родителями, близкими.
Суть деятельности педагога-психолога заключается не только в создании условий для успешного обучения и развития каждого обучающегося, но и в предоставлении консультационной помощи родителям учеников, педагогам по вопросам психологического сопровождения, воспитания и развития обучающихся. Психолог занимается формированием и организацией системы поддержки детей, их родителей и учителей. еще одним видом деятельности школьных психологов является помощь в профориентации детей. есть ученики, не мыслящие жизни без спорта, а другие, например, очень любят математические уравнения и формулы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным, полезным школе, семье и обществу.
КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАШE ОТНОШEНИE К ТРУДНОМУ ПОДРОСТКУ
Любой учитель и родитель должен понимать, что безнравственное и идущее вразрез с общественным мнением поведение ребенка всегда имеет под собой основание.
Чаще всего причинами девиаций у детей являются:
— отсутствие заботы и понимания со стороны родителей,
— неблагополучная социальная среда, в которой находится подросток,
— жестокость, давление и критика со стороны окружающих,
— прием алкоголя или наркотических веществ. если вы заметили агрессию в поведении и общении, неуправляемость, резкую смену настроения, подозрительность и скрытность, недоверие и нежелание идти на контакт, то стоит задуматься.
Девиантное поведение обычно сопровождается ранимостью, обидчивостью. Можно даже сказать, что подросток в какой-то степени болен и не осознает свои действия.
Строгость чаще всего приводит к ожесточению ребенка. Вместо наставлений желательно проявить к нему доброжелательность, внимание и попытаться выслушать. если же приходится применить наказание, это не должно унижать детей. Мы должны научить подростков принимать ответственность на себя, а гнев предложить выражать более приемлемо: выговориться близкому человеку, написать о своем гневе на листке бумаги, или предложить другие гуманные варианты.
Наши фразы «Быстро в кровать!», «Замолчи!» и другие запрещающие выражения вызывают в детях ощущение неуважения к себе, ненужности.
Не следует фиксировать внимание на поведении детей. Лучше дать понять им, что вы уважаете их, при этом тактично выяснить причину таких поступков.
Но самое важное, что все мы должны понимать и помнить, — подросток, проявляющий признаки девиантного поведения, находится в опасности и нуждается в помощи. Он должен знать и чувствовать, что нужен вам.