Навязывание услуг запрещено законом
Содержание п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей” (далее — Закон) говорит о том, что навязывание услуг — это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Навязывание услуг запрещено законом.
Законодательный запрет на навязывание услуг выражается также в запрещении:
— обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров/работ/услуг (абз. 2 п. 2 ст. 16 Закона);
— выполнять дополнительные платные услуги без письменного согласия потребителя (п. 3 ст. 16 Закона).
Если же дополнительная услуга является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то она не считается навязанной, а значит и запрещенной. Оспаривать ее в суде нет оснований.
Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в том числе п. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (п. 2 ст. 16 Закона).
Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона).
Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель:
— письменно подтвердил свое согласие;
— не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей.
За несоблюдение указанного правила продавец (исполнитель) может быть привлечен к административной ответственности.