У КАЖДОГО ЧEЛОВEКА EСТЬ МEСТО, ГДE ОН РОДИЛСЯ И ЖИВEТ, С ГОРДОСТЬЮ МОЖEТ НАЗВАТЬ EГО СВОEЙ РОДИНОЙ. У КАЖДОГО КРАЯ — СВОЯ ИСТОРИЯ, СВОИ ТРАДИЦИИ. БEЗ ИСТОРИЧEСКОЙ ПАМЯТИ НEТ ТРАДИЦИЙ, БEЗ ТРАДИЦИЙ — НEТ КУЛЬТУРЫ, БEЗ КУЛЬТУРЫ — НEТ ВОСПИТАНИЯ, БEЗ ВОСПИТАНИЯ — НEТ ДУХОВНОСТИ, БEЗ ДУХОВНОСТИ — НEТ ЛИЧНОСТИ, БEЗ ЛИЧНОСТИ — НEТ НАРОДА.
Сегодня возникла необходимость взглянуть на духовно-патриотическое воспитание с современных позиций. Именно поэтому в МБДОУ детского сада №7 с. Кичкино идет восстановление утраченных связей между поколениями.
С этой целью в детском саду быта разработана программа «Наш край». Содержание программы предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, животным и растительным миром Донского края.
Для успешной реализации поставленных задач были объединены усилия всего коллектива детского сада. Особое внимание уделено созданию предметно-развивающей среды, с помощью которой ребёнок входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни.
С целью ознакомления детей с историей и культурой русского народа в ДОУ создан мини-музей «Русская изба», как источник приобщения детей к сокровищам истории, культуры и традициям родного края. В музее расположены старинные вещи: вышитые рушники, старинные полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины, самовар, глиняная утварь, рядом прялка, на полу лежат самотканые дорожки, которые ткали наши бабушки.
Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной культуры того времени. В качестве основной формы работы с детьми используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии в школьный музей и поселковую библиотеку, видео путешествия, беседы с показом презентаций.
С целью ознакомления и систематизации представлений детей о Донском крае организовываются занятия и тематические беседы по блокам «Самое главное в жизни человека — семья», «Край, в котором мы живём», «Прошлое родного края», «Этих дней не смолкнет слава».
Например, при проведении цикла занятий по разделу «Прошлое родного края» дети смогли закрепить представления об истории возникновения села Кичкина Заветинского района Ростовской области, о людях, заселявших эти территории, быте и укладе жизни, о семейных отношениях, нравственных ценностях.
С помощью дидактических игр, таких, как «Русская изба», «Жилище казака», «Народные праздники», «Опиши, я отгадаю» не только передаются определённые представления о культуре, быте, образе жизни людей Донского края, но и создаются условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие игры.
Знакомство детей со старинными обычаями немыслимо без народного фольклора, который включает в себя песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Воспитателями проводятся развлечения и досуги по народным праздникам и традициям Донского края: «Пришла коляда — отворяй ворота», «Масленица», «Рождество Христово», «Сороки», литературная гостиная «Произведения Тихого Дона».
12 июня в нашей стране отмечается День России. День России — это отличный повод рассказать детям ещё раз об истории нашей огромной и самой красивой в мире многонациональной страны, о многообразии народных традиций, совершить интересные увлекательные путешествия по просторам нашей необъятной Родины.
Во время подготовки ко Дню России в нашем дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия: беседы о том, что День России — это праздник свободы, мира и добра, воспитатели знакомят детей с символами Государства, историческими личностями, развивают интерес к русским традициям и промыслам. Дети читают стихи, поют песни о России, играют в народные подвижные и музыкальные игры, водят хороводы «Хоровод друзей», рисуют на асфальте на тему «Моя Родина — Россия».
Правильно организованная работа по нравственно-духовному и патриотическому воспитанию на истории Донского края дала положительную динамику роста патриотизма наших воспитанников. Дети ознакомлены с историческим прошлым родного края, у них сформированы первичные представления об особенностях жизни, быте, традициях и освоении историко-культурных ценностей. Этот приобретенный детьми позитивный социальный опыт благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Наши воспитанники стали более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у них проявляется познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Все то, чего мы достигли — это результат ежедневного кропотливого труда всего коллектива МБДОУ детского сада №7 с.Кичкино в деле возрождения и сохранения истории Донского края.