«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев.
В настоящее время одной из важнейших задач общества является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой родине, своему Отечеству.
Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ детского сада № 7 с. Кичкино является работа по нравственно-патриотическому воспитанию.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов Ливенской С.А. и Решетниковой Н.В. является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны; воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решались во всех видах детской деятельности — образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Большое значение в решении поставленных задач является создание предметно-развивающей среды патриотической направленности. В группах педагоги подобрали дидактические игры «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города», изготовили дидактические папки «Мое село», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России». В повседневной работе они используют методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, об армии.
Воспитатели уделяют большое внимание созданию условий для самостоятельного выбора детьми вида деятельности — творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы «Наша армия», «День Победы», конструировали на тему «Наш садик и участок», воспитатели создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями), старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя.
В нашей дошкольной образовательной организации большое внимание уделяется использованию проектной деятельности как средству повышения уровня сформированности нравственно-патриотических чувств детей.
В течение учебного года были реализованы несколько проектов. Познавательно-творческий проект «Мое село» был направлен на создание условий для формирования представлений о родном селе, ознакомление с историей возникновения с. Кичкино, воспитание чувства гордости за своих земляков, которые прославили родное село.
Развитию интереса и бережного отношения детей к родной природе способствовал проект «Поможем птицам зимой». В рамках проекта обогащались и систематизировались представления старших дошкольников об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. К участию были привлечены родители воспитанников, в совместной деятельности изготавливались кормушки для птиц.
Формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста способствовал творческо-познавательный краткосрочный проект «Защитники Отечества». В ходе его реализации дети познакомились с историей и традициями Дня защитника Отечества, расширили свои знания о родах войск, военной технике. У детей появился интерес к истории родного Отечества, к истории формирования и становления российской армии от Древней Руси до современности. Итогом проекта стала выставка творческих работ на тему «Защитникам Отечества».
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду реализуется парциальная программа «Наш край», которая разработана на основании региональной программы «Родники Дона» Р.М. Чумичевой. Содержание данной программы предусматривает знакомство с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой Донского края.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с ними создаются альбомы «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной край», пополняются центры патриотического воспитания.
Таким образом, реализуя задачи патриотического воспитания, педагоги МБДОУ детского сада №7 с. Кичкино стремятся воспитать маленького гражданина, юного патриота, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
***
фото: