Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действительности. Будучи организованным педагогическим процессом, патриотическое воспитание заключается во взаимодействии детей с педагогами с целью воспитания у подрастающего поколения патриотического отношения и чувств.
В нашем детском саду патриотическое воспитание детей начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и ее ценностям. Это воспитание мы начинаем с раннего детства и выглядит оно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважения его символики.
Проводимое в нашем детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребенка и его родителей единые ценности.
Важнейшим направлением патриотического воспитания в нашем детском саду является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в этом отношении.
Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь призму своего восприятия, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия.
Дети усваивают, что для того, чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, они сами должны приложить свои силы к становлению ее непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им еще следует многому научиться, чтобы быть полезными для развития своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Начиная знакомство со своей малой родиной, дети легче усваивают собственную принадлежность к России как к большой Родине. Быть гражданином великого государства России, быть в ответе за его благополучие и стабильность, высоко нести его знамя очень почетно.
Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.
Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность перед Родиной, поэтому еще в дошкольном возрасте ребенка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своем, даже незначительном, деле.
Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.
Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» — вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и в конце концов ко всей стране. Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений.
Свой дом ребенок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определенных условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это еще нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребенок не рос гостем, но был хозяином в своем родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Все это укрепляет чувство семьи.
Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нем, чувствуют ли себя здесь как дома.
С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они рассказывают о том, чем предпочитают заниматься. Также мы рассказываем о людях, в разное время прославивших страну: ученых, поэтах, врачах, изобретателях, художниках, композиторах, путешественниках. На примерах конкретных людей мы знакомим детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.
Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить ее будущее.
***
фото: