Гордость рода Ливенских
ФАМИЛИЯ ЛИВEНСКИХ В ЗАВEТИНСКОМ РАЙОНE ВСТРEЧАEТСЯ ДОВОЛЬНО ЧАСТО. В СEРEДИНE ДEВЯТНАДЦАТОГО ВEКА ТРИ БРАТА ЛИВEНСКИХ ПEРEEХАЛИ ИЗ ОРЛОВСКОЙ ГУБEРНИИ В СЛОБОДУ ИЛЬИНКА ДУБОВСКОГО РАЙОНА. ПОЗЖE ДВОE ИЗ НИХ, ГРИГОРИЙ И САВEЛИЙ, ПEРEБРАЛИСЬ В СEЛО ТОРГОВОE. ТАМ У ПEРВОГО РОДИЛИСЬ ШEСТEРО ДEТEЙ, ПЯТEРО ИЗ КОТОРЫХ БЫЛИ СЫНОВЬЯ ПEТР, СEМEН, ИЛЛАРИОН, ИВАН И ФEДОСИЙ. ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ВСE ОНИ ОБОСНОВАЛИСЬ В ФEДОСEEВКE. У КАЖДОГО ИЗ НИХ БЫЛИ ДEТИ. ТАК, У АФАНАСИЯ, СЫНА ПEТРА, РОДИЛОСЬ БОЛEE ДEСЯТИ ДEТEЙ. ОДНИХ ПАЦАНОВ ТОЛЬКО ДEВЯТЬ. О ПРEДСТАВИТEЛЯХ ЭТОЙ ВEТВИ РОДА ЛИВEНСКИХ, СТАВШИХ В ТЯЖEЛЫE ДЛЯ РОДИНЫ ГОДЫ В РЯДЫ EE ЗАЩИТНИКОВ, И ХОЧEТСЯ РАССКАЗАТЬ.
Из воспоминаний родственников мне стало известно, что Семен Григорьевич, 1867 года рождения, прослужил Отечеству целых десять лет. Во время Первой мировой войны был в пехоте «пластуном». Участвовал в русско-японской войне, имел ранения. В Великую Отечественную ему исполнилось семьдесят четыре. Человек огромного роста и неимоверной силы, он помогал своему колхозу, чем мог. А однажды, когда два румынских оккупанта пытались забрать у него лошадь, он, схватив их за грудки, столкнул лбами так, что из тех и дух вышел. Сломав винтовки, непрошенных гостей, он кинул их в заброшенный колодец вместе с трупами, прикрыв сушняком. Был случай, когда старый вояка не побоялся пристыдить воротиловского полицая за то, что тот выпорол местных парней, пригрозив ему, что «придут наши и расправятся с немецким прихвостнем». Сам же Семен дожидался возвращения с фронта своих внуков Родиона и Михаила мудрых, был трудолюбивым и добродушным. За желание все понять его прозвали «дед Понятно». Колхоз доверял ему и на восьмом десятке охранять плантацию и демченков сад. Прожил Семен Григорьевич 107 лет.
Илларион Григорьевич тоже отдал службе десять лет, участвовал в Цусимском сражении, побывал в плену у японцев.
Федосий Григорьевич, в гражданскую войну ставший на сторону Советов, в должности председателя сельсовета погиб от рук махновцев на Украине.
Петр Григорьевич, 1865 года рождения, из-за воспаления легких до Великой Отечественной не дожил. Но его сыновья, Афанасий и Роман, уже зрелыми, сорокатрехлетними мужчинами были призваны на фронт. От мирного труда кузнеца и тракториста их оторвали в один и тот же мартовский день сорок третьего, когда немцев уже гнали от Сталинграда.
Роман-пулеметчик провоевал в 87-й стрелковой дивизии (где дважды встретил племянника Ивана Афанасьевича) всего полгода. После третьей рукопашной схватки, когда от роты из 70-ти человек осталось всего 12, а у него самого на спине, в районе сердца, осколком мины был вырван кусок тела, война для Романа закончилась. Восемнадцать суток он лежал без сознания в Бакинском госпитале, а дома получили на него похоронку. Но боец выжил, а потом в сентябре 44-го был списан из армии, как говорят, вчистую. Но и будучи инвалидом, он смог работать механизатором.
Афанасий Петрович, или Фонька Коваль, как его из-за профессии прозвали воротиловцы, с которыми он жил и работал, имел опыт службы с Гражданской войны. Тогда, молодым, он воевал в Первой конной, в полку земляка Н.И. Колесова. В войне с гитлеровцами его определили ездовым. Он умело управлял лошадьми, когда подвозил снаряды на передовую, а оттуда вывозил раненых. Дошел до Кенигсберга. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».
С ним рядом служил двоюродный брат Eгор Илларионович. В одной из ездок со снарядами к огневым точкам в повозку Eгора попала вражеская мина. На глазах Афанасия повозку разнесло на части. Мстить врагам за отца на фронте будет сын Иван.
Дорогами войны прошли и четыре сына Афанасия Петровича. Самый старший Василий был призван в красную Армию в 1936 году. Во время службы окончил офицерские курсы. Встретил войну под Одессой помощником командира кавалерийского полка по технической части. В тяжелом бою попал в окружение. Когда пленных гнали по украинским селам, какая-то женщина бросила в колонну женскую одежду. Переодевшись в нее, Василий сумел сбежать из-под конвоя и добраться к своим. Обучился стрелять из «катюши». Командовал минометной батареей до конца войны. Вернулся домой и прожил до 83-х лет в городе Ростове-на-Дону.
Илья Афанасьевич, направленный перед войной на шахты, в 1942 году добровольцем ушел оттуда на фронт. Воевал на танке Т-34. Во время Сталинградской битвы получил ранение. Был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». После войны окончил военное автомобильное училище и остался в армии. Дослужился до должности начальника штаба отдельного автомобильного батальона Тихоокеанского флота. Умер от сердечного приступа в возрасте 48 лет.
Тремя медалями «За отвагу», Орденом красного знамени, Орденом Славы III степени отмечен боевой путь разведчика Ивана Афанасьевича. Он участвовал в боях за освобождение Ростова, Воронежа, Донбасса, Крыма, Литвы и Латвии. Жил фронтовик долго, работал трактористом в родном хуторе Воротилове бригадиром тракторной бригады.
Николай Афанасьевич попал в последний военный призыв, был награжден медалью «За отвагу» и Орденом Славы III степени.
Понюхали пороха двоюродные братья Афанасия Петровича Григорий Иванович и Михаил Иванович, жившие после войны в Федосеевке. А племянник Алексей Иванович вернулся домой израненным и долго не протянул.
Сын тетки Афанасия Петровича по отцу Кристины был артиллеристом. Это Сергей Степанович Перекрестов. Он командовал батареей пушек в кавказской кавалерийской дивизии и не раз представлялся к высоким боевым наградам.
Вот так проявили себя мужчины из рода Ливенских в годы войны. Их наследникам есть на кого равняться, кем гордиться, к чему стремиться. Важно не потерять этот ориентир.