На внеочередном заседании донского парламента депутаты рассмотрели 36 вопросов. Их тематика вновь была широкой — новые поступления в областной бюджет, развитие АПК, поддержка социально ориентированных НКО, борьба с вейпами и др. А началось заседание с «Правительственного часа», тематика которого была продиктована федеральными решениями.
Программа развития сельских территорий
«Правительственный час» был посвящен новой государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий». Сейчас в российских регионах, в том числе донском, идет подготовка к ее реализации. Общий объем финансирования программы впечатляет — в течение пяти ближайших лет на нее будет выделено 2,3 триллиона рублей!
Новую инициативу Центра оценивает спикер донского парламента Александр Ищенко: «Это очень важная программа, на нее выделяются огромные деньги, которые поступят во все сельские территории нашей страны. Нам очень важно, чтобы сельские поселения Ростовской области получили возможность доступа к этим финансовым ресурсам».
Федерация определила три главных задачи, решить которые призвана новая госпрограмма. Во-первых, это рост сельского населения России. По словам Александра Ищенко, в этом отношении Ростовская область находится в «зеленой зоне». Eсли в целом перед Россией ставится задача, чтобы не менее 25% жителей страны проживало в сельской местности, то в Ростовской области на сегодня этот показатель достиг уже 32%.
Другая задача программы — довести доходы семей, проживающих в сельской местности, как минимум до 80% от доходов семей городских. И третья задача — полное обеспечение селян благоустроенным жильем. Все это начнет реализовываться уже с 1 января 2020 года. Из общего объема финансирования в 2,3 трлн рублей 1 трлн выделит федеральный бюджет, остальные 1,3 трлн — бюджеты регионов и бизнес.
Идеи — ваши, деньги — бюджетные
На заседании ЗС в двух чтениях принят новый региональный закон — «Об инициативном бюджетировании в Ростовской области».
Сравнительно новое понятие — инициативное бюджетирование — пока еще не вошло в наш обиход. Напомним: это — способ софинансирования общественно-полезных идей активных граждан. Согласно закону, их можно теперь вынести на голосование, в процессе которого выберут лучшие. На их реализацию будут выделяться, в основном, бюджетные средства.
В принципе, такой порядок вещей в мире не нов. С 2017 года за него взялись в четырех регионах России. О пользе такого бюджетирования говорил в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин. Он поставил задачу поддерживать инициативы граждан, особенно когда речь идет о таких вопросах, как благоустройство городов и поселков, сохранение исторического облика и создание современной среды для жизни.
Новый закон, принятый по инициативе главы региона Василия Голубева, позволяет развернуть областной бюджет в поддержку инициатив, направленных на решение вопросов местного значения — благоустройство, культуру, образование, ремонт дорог и т.д. При финансировании учтут актуальность и социальную значимость местных проектов, степень участия в них жителей, наличие техдокументации и другое. Отбор проектов будет идти на конкурсной основе на муниципальном и областном уровнях. За детализацию этих критериев возьмется правительство региона.
Оказание такой поддержки будет осуществляться в форме субсидий муниципальным бюджетам. Сумма финансирования одного проекта может достигать 2 млн рублей. При этом придется немного раскошелиться и самим инициаторам. Минимальная совокупная доля финансового участия в реализации проекта физических или юридических лиц составляет 5%, а в первый год после принятия закона — не менее 1%.
Надо определиться, за что требовать
Депутаты также рассмотрели, как в 2018 году применялся областной закон «Об административных правонарушениях». Их интересовало применение норм об административной ответственности в сфере благоустройства.
Статистика здесь такова. В прошлом году в этой сфере было рассмотрено более 19 тысяч дел об административных правонарушениях: о складировании строительных материалов без разрешительной документации; складировании мусора в неустановленных местах; об отсутствии документов, подтверждающих вывоз твердых отходов потребления в установленные места; о ненадлежащем содержании контейнерных площадок; об отсутствии санитарной уборки территорий, в том числе, очистки от сорной травы, о несвоевременной очистке дорог и тротуаров от снега и наледи, об очистке от граффити и объявлений; о стоянках транспортных средств на газонах и другие.
В процессе мониторинга закона была выявлена проблема, с которой сталкиваются органы местного самоуправления. Она связана с установлением границ прилегающих территорий. Зачастую муниципалитетам не хватает средств для проведения необходимых кадастровых работ. В связи с этим в Ростовской области отсутствует правоприменительная практика привлечения к административной ответственности собственников зданий и сооружений, не участвующих в благоустройстве прилегающих территорий. И если предусмотреть законом упрощение порядка определения границ прилегающих территорий, то станут очевидны и наказуемы нарушители правил благоустройства.
Наша задача — сохранить этот уровень и сделать жизнь селян комфортнее.
Председатель ЗС Александр Ищенко